Земные пейзажи второй половины 23-го века
представляют собой жуткое зрелище: упадок, разруха, антисанитария,
полное отсутствие какой-либо флоры и ужасные мутанты вместо фауны. В
таком мире быть поджаренным огненным скорпионом гораздо легче, чем
найти бутылку чистой питьевой воды. Кроме того, ядерная катастрофа
открыла истинный моральный облик людей - жестокие убийства, грабеж и
даже каннибализм стали почти нормой. Единственные очаги цивилизации -
немногочисленные города и закованные в свинец убежища.
Именно
в таком «Убежище 101» появляется на свет наш главный герой или, быть
может, героиня. К процессу создания персонажа коллектив Bethesda
подошел, что называется, с креативом. Начинается все в родильной
палате. Здесь разрешают выбрать пол ребенка и внешность будущего героя.
Настроек - целая тьма: в редакторе можно запросто провести минут сорок.
Правда, как ты ни старайся вылепить Аполона или Афродиту, на выходе все
равно получаются уроды. Кто знаком с TES IV: Oblivion - тот поймет. Процесс создания персонажа – цепочка из нескольких ярких эпизодов детства.
Игровой
хронометр отматывает год. Наш герой уже самостоятельно ходит под стол и
вместо букваря изучает книжку с личными атрибутами. Спустя еще
несколько лет парень знакомится с умениями, со своей первой винтовкой и
сдает важный тест. Затем, случается одно значимое событие, заставляющее
юношу в спешке покинуть родную нору и, впервые за 19 лет, увидеть
внешний мир таким, каким он стал после ядерной войны. Вступить в
большую и взрослую ИГРУ: с интересными квестами и фирменным юмором
серии. В недостатке мясокровищи разработчиков, как видите, упрекнуть сложно.
Возможно все?
Первая
«обзывалка», которую хочется дать Fallout 3 - «правильный
S.T.A.L.K.E.R.». Вместо аномалий - радиация, вместо сталкеров -
потерявшие страх отморозки, ну и страшные мутанты, разумеется, на
месте. При этом в игрушке в слегка измененном виде есть ролевая система
S.P.E.C.I.A.L., вменяемые диалоги и хотя бы видимость свободы.. К тому
же, в какой современной action/RPG можно самостоятельно собрать
смертоносный агрегат, стреляющий пустыми бутылками и гвоздями?
Правильно, только в Fallout 3.
Следующее и наиболее верное
определение - «Постапокалиптический Oblivion». В деталях сходство
просто поразительное. И там, и там герой спит и путешествуют между
локациями по одному алгоритму. Только вот журнал, инвентарь и вообще
все вспомогательные экраны перенесены в умное наручное устройство
Pip-Boy 3000. Удобный режим автоприцеливания здорово облегчает жизнь.
На
выбор четыре уровня сложности, которые варьируются прямо в процессе.
Что на самом легком, что на самом тяжелом, - первую треть игры
ощущается серьезный дефицит крышечек от «Нука-Колы» (местной валюты) и
патронов. Напрашивается одно слово - дисбаланс. Думается, новички
сбегут именно из-за чересчур тяжких первых часов беготни вокруг города
Мегатон. К тому же, Bethesda что-то намудрила с пропорциями и
заселенностью, благодаря чему многие локации выглядят запутанными,
громоздкими и безжизненными (см. Ривер, вышеупомянутый Мегатон) даже по
меркам и без того мертвого мира.
97% событий Fallout 3
происходит в реальном времени и лишь порядка 3% требуют включения
специального режима автоприцеливания. Выглядит это примерно так: игра
ставится на паузу, маркерами выделяются конкретные части тела
противника, указывается процентная вероятность попадания и возможный
урон. Все, что требуется от игрока - выбрать в кого, во что и сколько
раз стрелять. Пользоваться этим режимом нужно разумно и посматривать не
только на полоску здоровья, но и на шкалу с «очками действия». Начало тернистого пути "Убийцы женщин"...
Талантов
(перков) полно. Некоторые, уникальны для конкретного пола и, при этом,
очень забавны. Скажем, играя за женщину, вы с первым же левел-апом
получите перк «черная вдова», добавляющий урон врагам противоположного
пола и строки в диалогах. У мужчин есть полярный бонус - «леди киллер».
Выбрать один новый перк разрешается после каждого повышения уровня, но,
из-за ограничения всего в 20 уровней на персонажа, все разучить не
удастся.
Основной квест преимущественно линеен, но
все-таки допускает некоторые вольности. Так, к примеру, первый же
попавшийся город можно взорвать ко всем чертям со всеми его
обитателями. Зато важные сюжетные персонажи вроде любимого папочки -
бессмертны, хоть ты тресни. За пару минут перед титрами разрешают еще
немного самодеятельности. Ни о каких 200 концовках, конечно, нет даже
речи. Доступно всего несколько вариаций, да и те весьма незатейливы.
Если абстрагироваться от сюжета, то получается что-то вроде «я пошел за
хлебом», «я попросил сестру сходить за хлебом», «я пошел за хлебом, а
мне на голову упала наковальня», «я решил не идти за хлебом» и так
далее. Продолжать играть после титров, к слову, нельзя. Не каждая игра позволит в самом начале разнести к чертям целый город!
Атомный реактор
Техническая
часть - полный караул. Мир перерожденной Fallout по-своему красив, но
только если отойти от телевизора или компьютера (разница между версиями
для приставок и PC незначительна) на несколько метров. Вблизи же в
глаза моментально бросаются страшненькие модели, обтянутые несолидными
текстурами, чудовищная анимация, редкие зависания, баги, многочисленные
казусы с физикой и не только.
В придачу от Oblivion
досталась хроническая болезнь - убогая постановка диалогов. Во-первых,
если NPC сидит к вам спиной, то в половине случаев придется
разговаривать с его затылком. Во-вторых, если между собеседниками
неожиданно возникнет прохожий, то камера либо залетает прямо в
бедолагу, либо берет его настолько крупным планом, что слово «размазня»
обретает новые грани. Ко всему прочему, в 2008 году разработчикам никто
так и не рассказал про существование лицевой анимации. Человекообразные
существа максимум способны бессмысленно хлопать глазами и без особой
охоты ворочать челюстями. Наш главный "карманный" друг и помощник Pip Boy.
Поскольку
Bethesda Softworks - контора отнюдь не бедная, особо важные персонажи
Fallout 3 заговорили голосами первостепенных голливудских звезд.
Рассказчиком снова стал харизматичный Рон Перлман, прославившийся на
весь свет после фильма «Хеллбой». Плюс, к старине Рону присоединились
Лайм Нисон («Заложница», «Бэтмен: Начало») и Малькольм Макдауэл (сериал
«Герои», «Заводной апельсин»), озвучившие, соответственно, отца героя и
президента Джона Эдена. По неофициальным данным на диске с версией от
«1С» будут присутствовать как русская, так и английская озвучка.
Учитывая разницу в весовых категориях Рона Перлмана и какого-нибудь
горе-локализатора, сей факт не может не радовать.
Ответственность
за музыкальное сопровождение целиком и полностью (не считая нескольких
десятков лицензированных композиций в стиле «ретро» для радиостанций)
лежит на плечах Инона Зура - автора далеко не самых плохих саундтреков
к Crysis и Syberia 2, так что результат впечатляет. Хотя нам
показалось, что динамичный эмбиент в определенные моменты игры был бы
куда уместнее заунывных и чрезмерно пафосных оркестровых завываний. Постапокалипсис сегодня!
***
Fallout
3 основательно пожует ваше свободное время, подарит тысячи счастливых
минут, но едва ли игрушку можно назвать идеальной преемницей
легендарной серии. Отбросьте на секунду громкое имя и прочую мишуру. И
что же в сухом остатке? Пожалуй, «просто хорошая» ролевая игра с целой
кучей очевидных недостатков.
P.S. В случае своевременного
появления инструментария для создания пользовательских модификаций,
судьба которого до сих пор туманна, у Fallout 3 все-таки есть шансы
продержаться на плаву пару, а то и тройку лет.